Решение Московского городского суда от 07.09.2021 по делу N 3а-2077/2021

Решение Московского городского суда от 07.09.2021 по делу N 3а-2077/2021

 

Решение Московского городского суда от 07.09.2021 по делу N 3а-2077/2021
Требование: О снятии ограничений.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 сентября 2021 г. по делу N 3а-2077/2021

77OS0000-02-2021-012240-18

Московский городской суд в составе: председательствующего судьи Михалевой Т.Д., с участием прокурора фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2077/2021 по административному исковому заявлению Ц. о признании недействующим пунктов 23.1, 23.2, 23.3 указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» в редакции от 25 июня 2021 года,

установил:

указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» принят в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции, получившей название COVID-19, присвоенное 11 февраля 2020 года Всемирной организацией здравоохранения. Указ принят в целях предотвращения распространения заболевания на адрес.

В связи с улучшением эпидемиологической обстановки принят указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности».

В оспариваемой административным истцом редакции предусматривалось:

п. 23.1. Наличие у всех посетителей QR-кода, оформленного в соответствии с настоящим указом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим указом.

При этом допускается нахождение посетителей в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых оказываются соответствующие услуги, без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки).

п. 23.2. Обеспечение проведения проверки действительности QR-кода, предъявляемого посетителем, путем его сканирования камерой смартфона, планшета, иного подобного устройства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг «Госуслуги.Стопкоронавирус», приложений «Госуслуги Москвы», «Моя Москва», «Помощник Москвы», и соответствия инициалов и даты рождения посетителя, содержащихся в QR-коде, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность такого гражданина.

п. 23.3. Установление пунктов контроля и дополнительных ограждений в целях недопущения нахождения посетителей, не имеющих QR-кода.

Ц. обратился в суд о признании недействующим вышеизложенных пунктов 23.1, 23.2, 23.3 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в ред. от 22.06.2021 N 35-УМ), в связи с принятием которых, деятельность организаций индивидуальных предпринимателей, предусмотренных п. 18.1, 18.2, 22 Указа осуществляется при условии соблюдения перечисленных ограничений.

В обосновании заявленных требований административный истец ссылается на то, что его права и законные интересы затронуты оспариваемыми положениями, поскольку он проживает в адрес.

При издании оспариваемого в части нормативного правового акта Мэр Москвы вышел за пределы предоставленных полномочий, так как ограничение прав и свобод граждан указом Мэра не соответствует Конституции Российской Федерации, нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в частности, пункту 2 статьи 1, статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, оспариваемые положения носят дискриминационный характер.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Мэра Москвы просил в удовлетворении требований отказать по доводам письменных возражений.

Суд, выслушав представителей явившихся сторон, исследовав письменные материал дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, исходя из нижеследующего.

В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина; координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов адрес, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на адрес, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно пункту 10 статьи 4.1 данного Закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации.

На основании пункта 8 статьи 4.1 Закона таким должностным лицом на региональном уровне является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Статья 11 Закона закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения о вводе режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности; могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно Закону адрес от 28.06.1995 «Устав адрес» (далее — Устав адрес) Мэр Москвы является высшим должностным лицом адрес.

Мэр Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей адрес, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения адрес, поддержанию правопорядка, вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов (часть 3 статьи 41 Устава адрес).

По вопросам своей компетенции Мэр Москвы издает обязательные для исполнения на всей территории адрес указы и распоряжения и осуществляет контроль за их исполнением (часть 4 статьи 41 Устава адрес).

Указы Мэра Москвы — правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами адрес (часть 5 статьи 41 Устава адрес, пункт 1 части 3 статьи 4 Закона адрес от 08.07.2009 N 25 «О правовых актах адрес).

Таким образом, мэр уполномочен издавать свои нормативно-правовые акты в виде указов, а правоприменительные акты в виде распоряжений.

В соответствии с положениями статьи 4, части 16 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Мэр, как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, возглавляющее Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, входит в систему органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно подпункту «в» пункта 6 статьи 4.1 этого же Федерального закона органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

В связи с объявлением 11.03.2020 Всемирной организацией здравоохранения о начале пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес Президентом Российской Федерации издан Указ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», согласно подпунктов «а» и «в» пункта 2 которого, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, постановлено определить в границах соответствующего субъекта адрес, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, и обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона адрес от 08.07.2009 «О правовых актах года Москвы» указы Мэра Москвы и постановления Правительства Москвы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем со дня их официального опубликования.

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации, в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ на территории адрес введен режим повышенной готовности. Данный Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» опубликован 10.04.2020 на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru.

Положения оспариваемого в части указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» (в ред. от 22.06.2021 N 35-УМ) закрепляет механизм реализации Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ и издан во исполнение вышеназванных нормативных правовых актов. Данный нормативные правовые акты опубликованы на официальный портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru в день принятия.

Положения статьи 17 (часть 3), 19, 55 (части 2 и 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина лишь в целях защиты конституционно значимых ценностей при справедливом соотношении публичных и частных интересов, при этом устанавливаемые федеральным законом средства и способы такой защиты должны быть обусловлены ее целями и способны обеспечить их достижение, исключая умаление и несоразмерное ограничение соответствующих прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года N 3-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 26 декабря 2005 года N 14-П, от 16 июля 2008 года N 9-П, от 7 июня 2012 года N 14-П и от 17 февраля 2016 года N 5-П).

Согласно статье 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее — Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, и оспариваемый нормативный правовой акт.

Изложенные выше положения указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» (в ред. от 22.06.2021 N 35-УМ) дискриминационным характером, в отношении граждан, не имеющих соответствующего QR-кода, не обладают, не содержат норм об обязательной вакцинации населения, не ограничивают получение услуг по предоставлению общественного питания путем реализации соответствующего права в виде приобретения (заказа) продукции навынос, либо осуществления доставки на дом, соответственно не ограничивают заключение публичного договора с потребителями.

Суд считает, что оспариваемые пункты указа Мэра Москвы основаны на статьях 17, 19, 55, 71 и 72 Конституции Российской Федерации, положениях специального Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

При этом следует отметить, что указанные меры являются соразмерными, не носят произвольный характер, направлены на защиту конституционно значимых ценностей — жизни и здоровья населения, обусловлены необходимостью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничения эпидемического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории адрес, и тем самым на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) на территории указанного субъекта Российской Федерации.

Как указано в пункте 3.2 постановления Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2020 года N 49-П, 30 января 2020 года по решению Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией (заявление Генерального директора ВОЗ по итогам второго совещания Комитета по чрезвычайной ситуации в соответствии с Международными медико-санитарными правилами, в связи со вспышкой заболевания, вызванного новым коронавирусом 2019 г. (nCoV), 30 января 2020 года; вступительное слово Генерального директора ВОЗ на пресс-брифинге по COVID-19, 11 марта 2020 года). Распространение коронавирусной болезни, начавшееся в 2019 году, поставило перед мировым сообществом и перед Российской Федерацией в частности множество проблем не только медицинского, но и социального, политического, экономического и юридического характера.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» (в ред. от 22.06.2021 N 35-УМ), введен в действие и опубликован в установленном порядке в пределах предоставленных Мэру Москвы полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обозначенных положениями статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а потому оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Руководствуясь статьями 175180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Ц. к Правительству Москвы о признании недействующим пунктов 23.1, 23.2, 23.3 указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» в редакции от 25 июня 2021 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

Московского городского суда

Т.Д.МИХАЛЕВА

 

PS

От себя добавлю.

«не содержат норм об обязательной вакцинации населения»

Ага, на первом месте заколачивание денег. Это Правило №1. За дискриминацию вообще промолчу. Общество нынче представляет собой 70% быдла, которого всё устраивает. Они любят слушать Соловьиные трели из Зомбоящика. Не зря туда прям вбухивают баблос и эффект от этого есть.

Собаки лают — караван идет! Кто процитировал — сами знаете. Скажу больше, судиться нынче себе в убыток как по деньгам так и здоровью. Судьи сами говорят — Нас заставляют! Это не пустые слова. Последние «бодания» в суде с Налоговой — тому подтверждение.

Помните Леонида Глебова. Переводить смысла нет. Хотя Шкапа — это Кляча, Цап — это Козёл.

На той раз суддями були
Якіїсь два Осли,
Одна нікчемна Шкапа
Та два стареньких Цапа, —
Усе народ, як бачите, такий
Добрячий та плохий.

Послухали Лисичку
І Щуку кинули — у річку.

Опубликовано:13.10.2021Yurissum